30 ноября, 2023
МСП
НРФ

Екатерина Сиворатченко, сейлз-хаус «Газпром-Медиа»: «Малый и средний бизнес в охватных медиа»

Малое и среднее предпринимательство является значимой основой рыночной экономики. МСП обеспечивает новые рабочие места, влияет на разработку инновационных технологий, стимулирует рост доходов и потребительского спроса. По данным реестра Федеральной налоговой службы, в России сегодня зарегистрировано свыше 6 млн субъектов микро-, малого и среднего предпринимательства, в которых заняты более 15 млн человек.
Активность МСП также играет ключевую роль в становлении новой конъюнктуры рекламного рынка. Во многом быстрое восстановление отрасли связано с эффективной адаптацией отечественных брендов, которые спешили занять освободившиеся ниши. Потребительское поведение тоже меняется и становится более патриотичным. Россияне хотят видеть на полках продукцию отечественных производителей и готовы поддерживать локальные компании. По данным центра НАФИ, 85% россиян ожидают появления новых сильных отечественных брендов, в первую очередь в сфере товаров повседневного спроса. И, что особенно важно, потребители отмечают необходимость инвестиций брендов в рекламу.
По результатам исследования Meltwater и We are social, даже среди интернет-пользователей наиболее частым источником, рассказывающим о новых брендах, в России является реклама на ТВ. Неудивительно, что в том числе малый и средний бизнес, которому больше свойственно продвижение в digital, обратил свой интерес к охватным медиа. ТВ, радио, наружная реклама качественно и эффективно строят знание и лояльность.
В частности, внутри сейлз-хауса «Газпром-Медиа» (входит в «Газпром-Медиа Холдинг») мы видим заметный прирост рекламодателей в сегменте МСП. Хоть на федеральном ТВ их доля минимальна – 2-4%, в крупных городах-милионниках доля МСП в рекламном инвентаре уже составляет около 30%. И эта доля активно растет с 2020 года. Если говорить о радио, в этом сегменте доля категории малого и среднего бизнеса выросла за последние два года с 21% до 25%.
Но потенциал спроса МСП на охватные медиа остается неполностью раскрытым. На наш взгляд, основной барьер – это недостаточная осведомленность малых и средних предпринимателей о рекламных возможностях. Согласно результатам опроса ФОМа, Сбера и Минэкономразвития, более 20% предпринимателей хотели бы нарастить компетенции, нужные для продвижения своего бизнеса. При этом около 23% представителей МСП смогли повысить узнаваемость продукции или услуг с помощью образовательных программ поддержки.
Рекламный инвентарь на ТВ и радио отличается широким спектром форматов, релевантных для продвижения малого и среднего бизнеса: региональные блоки в эфире, интерактивное ТВ, стриминг, подкасты, а также спецпроекты. Но предприниматели не всегда в достаточной мере знакомы с механикой размещения в медиа. Селлерам нужно поддерживать интерес МСП и более детально посвящать их в вопросы медиапланирования, производства контента, оценки эффективности.
В рамках поддержки малого и среднего бизнеса сейлз-хаус «Газпром-Медиа» и АО Корпорация МСП совместно с АКАР запустили масштабный образовательный проект. Он нацелен на молодых предпринимателей, самозанятых и всех заинтересованных в развитии бизнеса с помощью рекламных инструментов. В нем мы рассказываем о главных медиасегментах, а также отдельно подробно говорим о спонсорстве и тонкостях ФЗ «О рекламе».